Образовательный портал Санкт-Петербурга

ВЫБОР СУДЬБЫ ЧЕРЕЗ КВЕСТ ИЛИ КРЕАТИВНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

ВЫБОР СУДЬБЫ ЧЕРЕЗ КВЕСТ ИЛИ КРЕАТИВНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Помните как у героя Маяковского: Кем быть?

«У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?» 

Сегодня же на вопрос: «Кем ты хочешь быть?» не каждый школьник ответит уверенно и четко о выбранной профессии. С каждым годом выбор профессии становится все сложнее. В наше время быстрых перемен отмирают и рождаются новые профессии, некоторые из известных и некогда популярных становятся менее актуальными и востребованными, на смену им приходят профессии будущего или занимают достойные позиции ещё вчера непопулярные.

Для многих выпускников школ сегодня выбор профессии – это личностно-значимая проблема: это поиск пути развития в дальнейшем, пути развития карьеры, по сути – выбор судьбы!

Взрослые понимают, что выбор профессии - одно из самых важных, ответственных и в то же время одно из самых сложных решений в жизни человека.

Проходит 5-6 лет после окончания школы и неудовлетворенность жизнью молодого человека на 50% связано именно с профессиональной деятельностью. Ни для кого не секрет, что работа, которая приносит моральное удовлетворение, интересна самому сотруднику, хорошо оплачиваемая, востребованная на рынке труда –это личное жизненное достижение работника. Безусловно, взрослые люди стремятся именно к такому профессиональному результату, но как помочь нацелить подростка достичь подобный карьерный результат? Тут всё намного сложнее. Как сегодняшние выпускники видят себя в будущем? На этот вопрос бывает очень сложно ответить 15-17- летним подросткам.

Юношеский возраст сложен. При всей тяге к независимости подросток нуждается в совете и помощи. К сожалению, не каждая семья может оказывать положительное влияния на процесс социально-профессионального становления подростка, не все родители при выборе профессии сыном или дочерью понимают, что нажим на молодого человека, нежелание считаться с его интересами, стремлениями и наклонностями может в корне поменять отношение не только к самому процессу обучения, но прежде всего будет утерян и родительский авторитет, а значить потеряна возможность корректировать и направлять подростка в профессиональном самоопределении.

В силу возрастных различий родители почти никогда не в состоянии целиком принять и одобрить поведение, стиль жизни, вкусы своих взрослеющих детей. Уверенность в своей правоте не должна превращаться в чувство своей непогрешимости, нетерпимость - плохой советчик. Родителям выпускников следует запастись терпением и тактом, чтобы не навязывать чуждую им профессию, совет и убеждение нельзя заменить приказным тоном.

Специалисты считают: основное условие для правильного выбора профессии – самостоятельность подростка. Пусть старшеклассник почувствует сам, к чему лежит его душа, и тогда поступление в учебное заведение будет сопровождаться уже не ленью и скукой, а азартом и интересом к профессии и процессу обучения.

Тем не менее нас, как родителей не может не мучить вопрос: «Как всё же помочь нашим детям?»

Как справиться с нелёгкой задачей профориентации подростка?

Зачастую эта функция ложится на школьного психолога, социального педагога или специалиста по профориентации профессионального учреждения: лицея, техникума, колледжа, вуза, где подросток сможет продолжить обучение.

Но традиционные методики профориентации работают не всегда и не для всех категорий современных школьников. Поиск и применение новых нестандартных форм профориентационной работы, повышает результативность профессионального самоопределения современных подростков и как результат - дальнейшее успешное трудоустройство и реализация себя как специалиста в той области, сфере деятельности, где МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ будет востребован и удовлетворён своими карьерными достижениями.

Над новыми, современными подходами задумались и в Санкт-Петербургском «Лицее сервиса и индустриальных технологий». Понимая проблему информированности школьников о профессиях, там разработали программу дистанционной профориентации через привычную для современных школьников среду социальных сетей.  Так, в сообществе популярной соцсети Лицея https://vk.com/priemlsit и некоторых школ Санкт-Петербурга был запущен цикл постов-статей в ненавязчивом формате соцсети, посвященных истории возникновения, перспектив развития на современном рынке труда каждой профессии, которой обучают в этом учебном заведении.

А в начале 2017 года совместно с Центром профориентации Выборгского района Санкт-Петербурга был запущен специальный профориентационный проект «Квест в профессию». Формат квеста был выбран не случайно. Чрезвычайно популярная в настоящее время у молодежи форма проведения досуга прекрасно вписалась и в тему профориентации! Квест - это интересные приключения.

Для справки: Квест - представляет собой игру, в которой команды или отдельные игроки в рамках заранее объявленного сценария проходят этапы, последовательно выполняя задания и находя спрятанные или зашифрованные организаторами ключи (коды, ответы на вопросы). Победа ждёт игроков или команды, выполнивших все задания этапов игры и пришедших к конечной цели.

С начала года 15 команд из 12 школ Калининского и Выборгского районов города приняли участие в «КВЕСТЕ в ПРОФЕССИЮ».

В Игре ребята смогли активизировать свою творческую деятельность, направленную на профессиональное самоопределение. От подростков в Игре требовалось также продемонстрировать умение продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели. Участие в Игре обеспечило школьникам приобретение первичных профессиональных навыков с помощью участия в мастер-классах, профессиональных пробах, «погружение» в профессию, а также общее представление о профессиях карьерных перспективах развития в той или иной трудовой деятельности.

«КВЕСТ в ПРОФЕССИЮ» насыщен творческими конкурсами, заданиями, викторинами и мастер-классами.

Поскольку это и приключенческая игра, участники квеста поставлены в жёсткие временные рамки прохождения каждого этапа, и на каждом ребят ожидает что-то интересное и увлекательное:

- со студентами-поварами они готовят угощения для своих друзей по команде. На викторине игроки смогут проявить смекалку и продемонстрировать свои познания в области кулинарии;

- для многих участников посещение лицейского тира и площадки Автошколы с возможностью попробовать себя в роли автомеханика и водителя становится настоящим незабываемым приключением;

- а в мастерской художников (на которых, кстати, тоже обучают в Лицее) - яркое, красочное впечатление и море позитива гарантировано от посещения мастер-классов, где всей командой школьники выполняют декоративное пано, а на следующем мастер-классе даже знакомятся с рождением и развитием одной из форм авангардного искусства «Боди арт» и сами участвуют в создании росписи.

И это далеко не вся программа «Квеста в профессию». Так, соответствуя формату квеста,  школьники находят «ключи», чтобы в конце игры разгадать одно из главных заданий. А на протяжении всей Игры фоторепортёры от каждой команды выполняют ещё одно увлекательное творческое задание "ФОТО КВЕСТ" - своеобразный динамичный фоторепортаж событий игры.

По итогам «Квеста в профессию» победителям вручаются призы и грамоты по различным номинациям: «Самая профессиональная команда», «За решительность и смелость», «Умники и умницы», «За оригинальность и фантазию», «За слаженную работу», «Самая динамичная команда», «За творческий подход» и другие.

Такая игровая форма профориентации «Квест в профессию» нашла отклик сначала у педагогов школ, которые с энтузиазмом приветствовали такой формат профориентациии, проявляя, настойчивость при регистрации команд (организатор принимает заявки от школ ограниченно, в одной игре может участвовать только 7-9 команд не более 10 человек в команде).

А после первой же игры и школьники стали оставлять свои отклики в соцсети. Например такой:

«.. мы попали в ЛСИТ. Уже с самого начала квеста, наше внимание привлек дизайн и обстановка лицея. Расписаные коридоры, картины повсюду. Добрые улыбки учителей и проводников, делали эту атмосферу более красочной и приятной. Каждый этап был по своему интересен и увлекателен. Любой мог почувствовать себя и поваром, и автомехаником, и даже стрелком. Все учителя так и завлекали в свою профессию, и это у них получилось на ура!) Во время мероприятия, участвовали видно и сами ученики. Все это создавало бурю хороших и незабываемых эмоций. Мы узнали много нового и интересного. Благодарим вас за ваш труд и проделанную работу. Желаем вам от лица школы 558 развиваться и двигаться только вперед!».

В современных условиях профориентационная работа в школе и в профессиональном заведении носит не вспомогательный характер, а нацелена на главное – дальнейшее жизнеустройство выпускников. Родителям и педагогам волнительно, когда старшеклассники делают свой первый серьёзный выбор - «КЕМ БЫТЬ», но все мы хотим и желаем нашим детям, чтобы этот ВЫБОР СУДЬБЫ стал той отправной точкой после которой жизнь сложится достойно и интересно!

...............................

На сайте Лицея можно записаться:http://lsit70.ru/priyomnaya-komissiya/zayavka-na-prof.., заявку можно отправить на почту:priemlc@mail.ru или по телефону: (812)559-75-46