Образовательный портал Санкт-Петербурга

XI СЪЕЗД РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ СОСТОЯЛСЯ В СПбПУ

XI СЪЕЗД  РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ СОСТОЯЛСЯ В СПбПУ

26 апреля в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялся XI Съезд Российского Союза ректоров. На пленарном заседании выступил президент РФ В.В. Путин. На съезде присутствовали помощник президента А.А. Фурсенко, министр образования и науки О.Ю. Васильева, президент РАН А.М. Сергеев, губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко и другие высокопоставленные государственные служащие, представители науки и образования, сообщает Медиа-центр СПбПУ.

В работе съезда приняли участие около 600 ректоров и президентов вузов Российской Федерации, а также ректоры университетов разных стран мира: Азербайджана, Армении, Абхазии, Беларуси, Иордании, Ирана, Казахстана, Китая, Ливана, Приднестровья, Словении, Южной Осетии, Японии – около 50 зарубежных гостей. На съезде во время работы пяти секций обсудили  роль вузов в Стратегии научно-технологического развития РФ, взаимодействие школ и университетов, международную деятельность российских вузов и другие вопросы. Пленарное заседание открыл президент РФ В.В. ПУТИН.

Путин предложил обсудить задачи высшей школы на современном этапе развития: «Что могут и должны сделать вузы для достижения технологического прорыва, для мощного движения России вперед». Подчеркнул, что с 2000 года расходы государства на высшее образование в реальном выражении выросли более чем в 4 раза – с 24,4 млрд рублей до 523,3 млрд рублей. «Все это уже дает отдачу, и, прежде всего, отмечу растущий вклад высшей школы в науку, в создание новых технологий, в реализацию и обеспечение квалифицированными кадрами проектов самого разного уровня – от общенациональных до региональных и муниципальных», – отметил президент.

В.В. Путин процитировал основателя Политехнического университета, министра финансов С. Ю. Витте, который считал, что правильно поставленный университет есть лучший механизм для научного развития. «Повторю, по всей стране вузы, университеты призваны стать центрами развития технологий и кадров, настоящими интеллектуальными локомотивами для отраслей экономики и наших регионов», – сказал В.В. Путин. Для этого необходимо создавать комфортную среду для технологического предпринимательства, чтобы вузы, бизнес и академические институты объединяли свои возможности для реализации масштабных технологических задач.

Аспирантура, государственная поддержка перспективных выпускников и молодых ученых, студенческие стартапы, дополнительная программа по строительству общежитий – далеко не полный список вопросов, которые в своей речи затронул Владимир Владимирович. Президент поставил задачу в ближайшие годы значительно повысить уровень всего отечественного образования, подтвердив, что государство и дальше будет поддерживать вузы, которые активно и успешно занимаются исследованиями и разработками. «России нужна сильная высшая школа, которая устремлена в будущее. Только так мы сможем добиться прорыва в национальном развитии», – заключил В.В. Путин.

Президентом Российского Союза ректоров (РСР) с 1994 года,  ректор МГУ им. М. В. Ломоносова В.А. Садовничий дал представление о российской системе высшего образования. Эта мощная разветвленная сеть включает в себя около 800 образовательных организаций, в том числе 2 классических университета, 10 федеральных, 29 национальных исследовательских университетов (в том числе 17 университетов технического профиля) и 33 опорных университета. В них работают около 260 тысяч человек профессорско-преподавательского состава (из них более 70% – кандидаты и доктора наук) и обучаются около 5 миллионов студентов и 85 тысяч аспирантов. «Это огромный интеллектуальный потенциал, который непрерывно пополняется молодыми кадрами для успешного развития страны, международной конкурентоспособности и обеспечения национальной безопасности», – подчеркнул Садовничий.

Отдельно В.А. Садовничий отметил, что Российский Союз ректоров разработал и создал независимый международный рейтинг университетов - Московский международный рейтинг «Три миссии университетов», который важен для  отстаивания интересов российской системы образования и ее позиций  и эффективности в мировом масштабе. В топ-100 этого рейтинга вошли университеты из 39 стран, в том числе 13 – из России. «Это существенно отличается от показателей других рейтинговых агентств. Тем самым мы дали другую оценку российскому образованию, показали по-настоящему высокий уровень. Московский рейтинг уже признан в мире. Он предложил свои правила игры на том поле, где до сих пор играли по другим правилам и, соответственно, присуждали другие призовые места», – пояснил Садовничий.

 «Цифровая экономика изменяет формат образования. Необходимо серьезно усовершенствовать систему образования на всех уровнях – от школы до высших учебных заведений. На наших глазах кардинально меняется сама философия, идеология образования. Чему учить? Ведь мы порой не знаем, какие знания и какие навыки понадобятся нашим студентам в будущем, поколению Z, которое с детства прекрасно адаптировано к современной технологической среде. Очевидно, что мы должны дать те базовые фундаментальные знания, с помощью которых можно будет заниматься и той профессиональной деятельностью, о которой мы сегодня даже не знаем. И это совсем новые задачи в области образования и профориентации. Главное – научить учиться, научить мыслить. Главное – это фундаментальные знания», – уверен В.А. Садовничий.

По мнению президента РСР, чтобы готовить кадры для цифрового будущего, необходимо устойчивое государственное финансирование высшей школы и развитие научной инфраструктуры. Согласно принятой Правительством РФ программе «Цифровая экономика», к 2020 году высшая школа должна выпускать 80 тысяч таких специалистов, а к 2024-му – уже 120 тысяч. «Что касается инфраструктуры, мы неплохо оснащены современным оборудованием и нам оказывается большая поддержка. Например, в суперкомпьютерной гонке у нас хорошие позиции. В международном рейтинге суперкомпьютеров мира в топ входят три российских суперкомпьютера – все они университетские», – отметил Садовничий. На сегодняшний день МГУ обладает самым крупным суперкомпьютерным комплексом в России. Его флагман – суперкомпьютер «Ломоносов» – построен на базе инновационных разработок российских ученых. «Еще один мощный суперкомпьютер находится здесь, в Санкт-Петербургском политехническом университете», – уточнил  Садовничий. В целом президент РСР ректоров отметил значимость реализованных в последние годы государственных решений, направленных на развитие российской системы образования, поддержку фундаментальных и прикладных научных исследований, повышение международной конкурентоспособности российских университетов, усиление социальных гарантий для педагогических работников.

Модераторы секций доложили съезду о своих результатах работы. С докладом «Роль университетов в научно-технологическом развитии РФ» выступил ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана А.А. Александров. «Ответ на большие вызовы возможен только в условиях интеграции фундаментальной и прикладной науки и высокотехнологичных производств, – уверен Александров. – Роль интегратора могли бы взять на себя национальные исследовательские университеты, у которых есть многолетний опыт реализации таких междисциплинарных прорывных исследований». Например, МГТУ им. Н.Э. Баумана выпускает инновационной продукции в год на 4-6 млрд. рублей, Политехнический университет – около 2 млрд. «Если нас всех собрать, это очень большой объем реальных разработок, которые идут в производство, то есть они летают, кормят, видят и так далее», – отметил А.А. Александров. На базе таких университетов ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана предложил создавать научно-образовательные центры, чтобы способствовать технологическому развитию страны. «Без подготовки молодежи завтрашнего дня может не быть. Мы должны обеспечить обучение инженеров в течение всей жизни, для этого необходимо создать систему их непрерывной опережающей подготовки», – поделился своим видением ситуации  Александров.

С докладом выступил модератор секции «Университеты и школа» председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна А.В. Демидов. В докладе  акцент был сделан  на олимпиадном движении. Ежегодно в олимпиадах школьников, проводимых вузами России, принимают участие свыше 2 млн. человек. «Мы, ректоры, убедились, что те, кто зачисляются в вузы как победители олимпиад – это самые настоящие звездочки», – сказал А.В. Демидов.

Ректор СПбГУПТД сообщил, что олимпиадное движение школьников позволяет отбирать реальные таланты, при этом оно нуждается в расширении как перечня олимпиад, так и практической взаимосвязи с приоритетными направлениями развития экономики. Демидов отметил особое место в олимпиадном движении наставников. Ректор рассказал о способах повышения их квалификации и системе мотивации, подкрепляя это примерами из реальной практики петербургских школ. Примерами, но уже не только региональными, ректор подтверждал тезис о необходимости развития модели «школа – колледж – вуз». «Создание при университетах гимназий – явление времени. Это требование непрерывности образования, это расширение углубленной подготовки по приоритетным направлениям науки», – отметил Демидов, подчеркнув, что такая модель требует глубокой экспертной проработки университетского сообщества.

Президент Путин прокомментировал основные тезисы и проблемы, озвученные в докладах ректоров. В числе прочего, президент отметил важность развития пропаганды науки, знаний и достижений, необходимость создания научно-образовательных центров и усиления отечественной научной периодики.

Особое внимание Путин  уделил проблемам аспирантуры. Президент настаивает на том, что научные руководители должны давать аспирантам по-настоящему перспективные темы для научных исследований, такие, чтобы они могли быть применены на практике – в большой науке. Президент также отметил важность темы взаимодействия вузов с предприятиями оборонно-промышленного комплекса. На комментарий ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана А.А. Александрова о том, что работа по взаимодействию с ними сложная и требует большой ответственности, которую далеко не все вузы могут осилить, президент ответил, что готов решать возникающие проблемы, и попросил ректоров конкретизировать их.

Президент ПУТИН уверен, что система образования должна быть открытой, а преподаватели должны понимать, что можно взять для себя из международных практик, при этом не вычеркивая собственные достижения, но объективно оценивая свои слабые места и сильные стороны. Продолжая тему повышения уровня образования и, что не менее важно, преподавания, Путин напомнил Союзу ректоров китайскую мудрость: «Чтобы видеть дальше, нужно подняться выше». «Если будущее за геномными технологиями, за “цифрой”, за искусственным интеллектом, робототехникой, природоподобными технологиями, то нужно подумать: а как можно и к чему нужно готовить такого специалиста, который все это знает, все может и реально будет применять на практике, – сказал президент. – Конечно, нельзя учить ни старыми методами, ни старыми стандартами и нельзя ставить цели, которые были актуальны вчера. Очень важно не ограничиваться только подготовкой кадров – нужно выходить на создание производственных кластеров в тех сферах деятельности, которые наиболее органичны для высшей школы. Научная работа молодых исследователей будет смотреться по-другому, если они сами увидят перспективу применения своих знаний».

Путин отметил важность международного сотрудничества и  заметил, что можно подтягивать не только российский, но и иностранный бизнес тех стран, «где достаточно много финансовых ресурсов и большая тяга к новейшим технологиям, которых у них пока нет». В связи с этим, президент предлагает работать с молодыми специалистами, приезжающими на учебу в Россию, чтобы через них выходить на иностранные площадки. Но, непременно, не менее важно создавать стартапы на нашей территории. «Это, конечно, и моя задача – сориентировать и Министерство иностранных дел, и другие наши ведомства, которые работают по этой линии, и ваши возможности, потому что это отдельный вид международной деятельности, о которой нужно задуматься, – сказал ПУТИН. – Здесь есть хорошее направление, причем достаточно перспективное с точки зрения развития соответствующих стартапов на нашей собственной территории, на нашей почве, но при финансировании заинтересованных государств».

При этом существуют определенные сложности при работе с отечественными компаниями, требующими привлечение высоких технологий, поскольку им легче покупать продукты за рубежом, чем создавать свои. Однако, заметил президент, сегодня в этом помогают санкции: «Не все купишь теперь, и приходится свои мозги включать. Это неплохо работает не только в сельском хозяйстве, но и в высокотехнологичных отраслях производства». В то же время, только этого недостаточно, и толчки извне не могут быть главным стимулом развития – нужно создавать внутренние механизмы. И в этом отношении высшая школа должна активно работать, чтобы отечественные компании видели ее возможности и возможности российской науки. «Нужно молодых исследователей настраивать на то, что если жизнь требует, надо быть гибче и обязательно наладить контакт с реальным сектором экономики», – прокомментировал президент РФ.

«Безусловно, образование – один из важнейших приоритетов государства на ближайшее время, и нам нельзя сегментировать его только на школу, вуз, академическую науку, – сказал Путин. – Но, в целом, в жизни, на практике это должен быть симбиоз всех направлений: школа должна вырастать в вуз, вуз должен готовить специалистов, причем и аспирантов, и кандидатов, и докторов, связанных с реальной жизнью, с реальным сектором экономики. Все это должно работать вместе как единый организм, и тогда точно нас ждет успех».